В эпоху метамодернизма, с его запросом на определения больших нарративов, проблема зла приобретает новые измерения, выходящие за рамки привычного антропоцентризма.
Философ Ая Криман в своём выступлении предлагает осциллирующий взгляд на феномен зла через призму пост(не)человеческой оптики, где границы между человеческим и не-человеческим становятся проницаемыми.
Метафизический аспект не/человеческого зла раскрывается через парадоксальное отсутствие зла как онтологической категории при одновременном присутствии его эффектов в реляционных сетях существования. Мы проследим, как классическая проблема небытия зла трансформируется в постгуманистической перспективе, где субъект-объектные дихотомии уступают место сложным взаимозависимостям.
Антропологический ракурс позволит нам исследовать зло как специфическое переживание, присущее не только человеку, но и другим формам сознания — от животных до искусственного интеллекта. Чувство зла предстаёт как колеблющийся маркер в спектре аффективных состояний Homo Oscillans, балансирующего между модернистской верой в прогресс и постмодернистским скепсисом. В социальном измерении мы рассмотрим трансформацию концепции вреда в постгуманистических сообществах, где акторами выступают не только люди, но и нечеловеческие агенты. Как меняется понимание социального зла, когда в социальные отношения включаются технологические сущности и не-человеческие виды?
Религиозный аспект проблемы теодицеи приобретает новое звучание в контексте пост(не)человеческой этики. Божественное зло и божественное благо становятся точками осцилляции в метамодернистском религиозном сознании, требующем нового языка для артикуляции трансцендентного опыта. Психологическая грань не/человеческого зла будет исследована через феномены вымещения отсутствия добра и мутации психических структур как у человеческих, так и у нечеловеческих субъектов. Особое внимание будет уделено эмерджентным формам психического в искусственном интеллекте и возможности возникновения новых модальностей зла. В этическом измерении мы обратимся к изменчивости категорий добра и зла в условиях постгуманистической реальности, где этические системы подвергаются постоянной пересборке. Возможна ли универсальная этика для человеческих и не-человеческих сущностей, или мы должны признать множественность этических онтологий?
Выступление предлагает не готовые ответы, а новые способы вопрошания о не/человеческом зле, которые могут стать основой для философско-антропологических лабораторий будущего, где человеческое и не-человеческое (пост(не)человеческое) вступают в продуктивный диалог, колеблясь между различными режимами существования и познания.
Лектор — Ая Криман, философ, преподаватель философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Института психоанализа, научный сотрудник ИНИОН РАН.
Лекция подготовлена совместно с «Центральной универсальной научной библиотекой имени Н.А. Некрасова». Вместе стремясь к накоплению и распространению знаний о человеке и мире, Некрасовка и фонд «Траектория» создали лекторий «Ценное знание», в котором современные учёные, философы и культурные деятели раскрывают многогранность нашей жизни.
Дата и время лекции: 8 октября в 19:30 Место проведения: Арт-пространство Библиотеки им. Н.А. Некрасова Адрес: Москва, Бауманская ул., 58/25с14